Мониторинг рынка труда
Мониторинг рынка заработных плат – важный инструмент, позволяющий собрать необходимую информацию для определения материального вознаграждения сотрудников, а так же для разработки конкурентной мотивации на рынке труда для привлечения самых компетентных сотрудников.
стоимость услуги
мониторинг 1 должности на территории РФ | 10 000 руб. |
---|---|
мониторинг 1 должности на территории СНГ | 15 000 руб. |
мониторинг 1 должности на территории Европы, Ближнего Востока | 25 000 руб |
мониторинг 1 должности на территории США, Китай | 35 000 руб. |
Ниже описана технология проведения мониторинга и ссылка на образец.
Мониторинг рынка труда проводится по двум показателям:
1-й показатель: в качестве выборки берутся как предлагаемые зарплаты по вакансиям, так и «зарплатные ожидания» соискателей (выборка по резюме).
2-й показатель: за основу берутся только предложения со стороны работодателей.
Недостатком первого показателя расчета является то, что запросы соискателей часто могут быть завышены и не соответствовать реалиям рынка, но при тщательной “ручной” выборке данных – недостаток исключается. С другой стороны, если мы имеем дело с редкими или дефицитными специалистами, то этот способ расчета будет более целесообразным, так как часто работодателям для повышения своей конкурентности приходится «подстраиваться» под ожидания кандидатов.
В процессе мониторинга мы получаем несколько числовых показателей:
- Максимальное значение – максимальная зарплата по данной вакансии
- Минимальное значение – минимальная зарплата по данной вакансии
- Среднее арифметическое – число, получаемое путем сложения всех имеющихся значений и деленное на количество слагаемых. Данный показатель часто очень зависим от крайних значений (максимума и минимума), поэтому не всегда отображает действительную ситуацию.
- Мода – наиболее часто встречающееся значение в ряду массива данных (зарплат).
- Медиана – значение, находящееся посередине числового ряда, расположенного, например, по возрастанию.
- Верхний квартиль – диапазон чисел, включающий в себя 25% значений, начиная от максимального (к минимальному).
- Нижний квартиль – диапазон чисел, включающий в себя 25% значений, начиная от минимального (к максимальному)
Как правило, для расчетов достаточно получить 20-25 значений (заработных плат).
Для примера, рассчитаем все значения, используя в данном случае только информацию о предложениях работодателей.
Допустим мы имеем упорядоченный ряд таких зарплат (в у.е.):
400, 450, 500, 500, 600, 650, 650, 700, 700, 700, 700, 700, 700, 750, 750, 800, 800, 850, 900, 1000
Отсюда получаем следующие показатели:
- Максимум – 1000
- Минимум – 450
- Ср. арифметическое – 690
- Мода – 700
- Медианна – 700
- Верхний квартиль находится в диапазоне от 800 до 1000
- Нижний квартиль в диапазоне от 400 до 600
Таким образом, если мы хотим установить среднюю по рынку заработную плату, то с учетом полученных данных, мы выбираем з/п в 700 у.е. (медианна и мода).
Если мы ищем высококвалифицированного специалиста, обладающего отличными профессиональными знаниями и навыками, то целесообразно предложить зарплату, находящуюся в верхнем квартиле – от 800 до 1000. Только в этом случае мы сможем конкурировать с другими компаниями (нематериальная мотивация в данный расчет не включена). Для вакансии, где не требуется высокого профессионализма и вполне достаточно каких-то базовых знаний и навыков, можно попробовать использовать значения, находящиеся в нижнем квартиле – от 400 до 600 у.е.
Как правило, мониторинг проводится в компаниях планово, 1-2 раза в год. Также может проводиться внеплановое исследование, когда на определенный сегмент рынка, в котором работает компания, выходит новая компания с целью увеличения доли рынка и соответственно привлекает лучших специалистов предлагая высокий уровень оплаты, что может привести увольнениям ключевых сотрудников.
Как мы увидели выше, для расчета всех значений требуется собрать выборку или массив данных, состоящий из заработных плат по данной вакансии. Как правило, последние берутся из открытых источников, но зачастую и их бывает недостаточно, т.к. многие солидные и крупные компании не указывают уровень вознаграждения в публикуемой вакансии. Решение данной проблемы мы берем на себя и проводим независимые исследования.
Выгода компаниям, которые проводят мониторинги для определения уровня рыночной заработной платы очевидна: они получают реалистичную и готовую аналитику по интересующей их области.