За последние 5 лет трудовая миграция в странах СНГ претерпела огромные изменения с разной динамикой для жителей этих стран:
- события в стране подтолкнули граждан Украины уехать на заработки в РФ, Польшу, ЧЕХИЮ, Италию (многие сменили страну проживания),
- граждане Казахстана, Узбекистана прекрасно освоили Ближний Восток и стабильно чувствуют себя на работе в Дубаи и Абу-Даби,
- специалисты из сферы ИТ из Республики Беларусь, Украины прекрасно работают удаленно для компаний по всему миру и являются желанными для работодателей, тк уровень заработной платы в этих регионах ниже чем в РФ, Европе, а так же не нужно оплачивать релокацию.
Уровень образованности растет и на рабочие профессии не легко найти квалифицированных или просто ответственных сотрудников. Для стабилизации некоторые страны создают максимально благоприятные условия для организации легальной миграции.
Например: Польша с Украиной ввела в дейстие с 2017 года соглашение о социальном обеспечении, по которому для граждан Украины стаж работы в Польше засчитывается в пенсионный стаж при обращении для начисления пенсии в Украине (анлогичные условия и для граждан Польши)
Прямое доказательство наличия открытых дверей для легальной трудовой миграции – это возможность гражданам Украины работать по официальному трудовому договору в течение 6 месяцев без оформления разрешения на работу.
Чехия так же испытывает затруднения с привлечением квалифицированных работников. Востребованы инженеры, медики, сотрудники сферы IT (программисты, дизайнеры, тестеры, менеджеры проектов и т.д.) – их зарплаты в стране растут стремительнее всего. Активные сферы деятельности в Чехии – логистика, автомобилестроение, тяжелая промышленность. Потому нередко можно встретить приглашения рабочих на завод, специалистов по грузоперевозкам. Действия правительства по привлечению рабочих стандартны: через программы и наилучшие условия так же созданы для граждан Украины: самой крупной программой является «Режим Украина» (Režim Ukrajina), которая работает по такому принципу: сначала чешская компания находит для себя сотрудника в Украине, потом обращается в одну из предпринимательских организаций (Торговую палату, Ассоциацию малых и средних предприятий или Союз промышленности), та помогает с обработкой документов и ставит печать. Затем документы поступают на рассмотрение через Министерство иностранных дел в дипломатические ведомства в Киеве или Львове, где заявитель получает приоритет в очереди на оформление визы.
На какие затраты идет работодатель в Евросоюзе и во сколько обходится сотрудник в Евросоюзе, какую сумму налогов он платит на сотрудников?
Например, знаете ли вы, что в Боснии и Герцеговине – Республике Сербской и Македонии нет взносов работодателя на социальное обеспечение? Это же правило распространяется и на Хорватию, если работник моложе 30 лет.
Или что, согласно словенскому законодательству, работодатель обязан оплатить работнику расходы на транспортировку на работу и пособие на питание в дни пребывания на работе?
Список можно продолжать, но давайте лучше покажем вам, как выглядит статистика. Нам также было интересно узнать об истинной стоимости сотрудника в сравнение между 12 странами: Босния и Герцеговина, Хорватия, Чешская Республика, Венгрия, Македония, Черногория, Польша, Румыния, Сербия, Словения, Словакия и Украина
Конечно, для упрощения мы рассчитали затраты (зарплату и другие налоги) для стандартных условий труда. Мы начали со сценария, в котором компания платит 1000 евро чистой зарплаты сотруднику (без билетов на питание, без детей, полный рабочий день, исключая все исключительные льготы), и проанализировали, как социальные и медицинские взносы, а также подоходный налог варьируются во всех эти страны.
Ниже вы можете узнать, что это за суммы в евро, каков разрыв между налогами с работников и компаний для каждой страны:
При сумме заработной платы в 1000 евро, работодатель платит сумму налога в размере:
Венгрия (общая сумма затрат на заработную плату 1820 евро) – 82%
Словакия (общая сумма затрат на заработную плату 1811 евро) – 81%
Чешская Республика (общая сумма затрат на заработную плату 1791 евро) – 79%
Федерация Боснии и Герцеговины (общая сумма затрат на заработную плату 1776 евро) – 78%
Хорватия (общая сумма затрат на заработную плату 1751 евро)- 75%
Румыния (общая сумма затрат на заработную плату 1747 евро) – 75%
Словения (общая сумма затрат на заработную плату 1740 евро)- 74%
Черногория (общая сумма затрат на заработную плату 1704 евро) – 70%
Сербия (общая сумма затрат на заработную плату 1661 евро) – 66%
Босния и Герцеговина / Республика Сербская (1641 евро) – 64%
Польша (общая сумма затрат на заработную плату 1602 евро) – 60%
Украина (общая сумма затрат на заработную плату 1516 евро) – 52%
Македония (общая сумма затрат на заработную плату 1504 евро) – 50%