В ИТ-сфере различают 4 вида/направления работы аналитиков в соответствии с особенностями их функциональных обязанностей:
– продуктовый аналитик
– системный аналитик (их еще называют архитекторами или интеграторами)
– бизнес-аналитик
– BI – аналитик
Для оперативного и правильного подбора персонала IT-рекрутеру важно обладать знаниями функциональных обязанностей аналитиков и инструментам, которые используют в работе аналитики.
Разберем подробнее каждую из должностей и сделаем акцент на отличительных особенностях каждой из должностей.
Продуктовый аналитик – выполняет следующие функции:
- сбор, хранение и анализ продуктовых данных,
- составление отчетов о состоянии продуктов,
- анализ поведения пользователей,
- поиск точек роста продукта
навыки, которыми должен обладать продуктовый аналитик:
- анализ данных, построение моделей, прогнозирование
- знание SQL
- зание математической статистики
- опыт работы с аналитическими инструментами
инструменты, которые он использует в своей работе:
- программы для сбора продуктовой аналитики: Google Analytics, Appsfyer, Firebase
- Excel, MS Office
Отличие продуктового аналитика от других аналитиков простыми словами можно выразить в следующей фразе: «когда клиент принимает решение купить в интернет-магазине какой-то товар и нажимает на кнопку «купить», то продуктовый аналитик заблаговременно проработал статистику критериев потребительской привлекательность товара и знает какие данные нужны для определения популярности этого товара в разные периоды: в сезон популярности или в период спада сезонной популярности»
Системный аналитик (архитектор или интегратор) – выполняет следующие функции:
- проектирование системы,
- написание функциональных требований,
- проработка интеграционных решений,
- поддержка команды разработки и тестирования,
- работа с инцидентами (жалобами клиентов)
навыки, которыми должен обладать системный аналитик:
- знание технологий интеграций, архитектуры приложений,
- знание SQL,
- знание языков моделирования UML, BPMN, IDEF
- навыки тестирования ПО
- опыт написания ТЗ (технических заданий)
инструменты, которые он использует в своей работе:
– для описания бизнес-процессов: Visio, ARIS, Draw io
– для описания требований: Confluence, MS Office Word
– Kanban-доски: Jira, Hygger, Asana
– для сбора продуктовой аналитики: Google Analytics, Appsfyer, Firebase
– Для тестирования: Postman, SOAP UI, Testrail
– Для разработки: Swagger, Bitbucket, Stash
Отличие от других аналитиков простыми словами можно сформулировать в следующем: «когда клиент принимает решение купить товар в интернет-магазине и нажимает кнопку «купить», то системный аналитик заблаговременно проработал систему интеграции данных о наличии товара на сладе и показ этой информации на сайте. Другими словами актуальная информация на сайте о наличии товара – это результат правильно работающей интеграции данных о наличии товара на складе, над которой потрудился системный аналитик»
BI – аналитик – выполняет следующие функции:
- анализ данных: поиск инсайтов, прогнозирование,
- подготовка отчетов по ключевым бизнес-метрикам,
- описание и анализ бизнес-процессов.
навыки BI аналитика:
- визуализация данных,
- опыт работы с BI-программами,
- знание языка SQL и экспертное знание Excel
- знание языков моделирования: UML, BPMN, IDEF
- знание языков Python и r
инструменты, которые он использует в своей работе:
– BI-программы: Power BI, Tableau, QlikView, SAP BI
– Excel, MS Office
– программы сбора продуктовой аналитики: Google Analytics, Appsfyer, Firebase
BI – это краткое сокращение Business inteligence – набор инструментов и технологий для сбора, анализа и обработки данных, соответственно должность BI-аналитика универсальная и может включать в себя и продуктовую аналитику и бизнес аналитику.
Бизнесс-аналитики – выполняют функции:
- сбор и документирование бизнес-требований,
- анализ и моделирование бизнес-процессов
- согласование решений с заказчиком
- подготовка презентаций и отчетов
навыки бизнес-аналитика в ИТ-сфере:
- визуализация данных,
- знание языка SQL и экспертное знание Excel
- знание языков моделирования: UML, BPMN, IDEF
для наглядности работы бизнес аналитика по моделированию бизнес-процесса можно привести пример: если клиент хочет купить товар в интернет-магазине, то бизнес-аналитик прописывает последовательность процесса:
- реализовать механизм поиска товара в каталоге,
- реализовать механизм показа информации о наличии количества товара на складе,
- реализовать механизм заказа товара в интернет-магазине через личный кабинет,
- реализовать механизм оплаты товара
- реализовать механизм доставки товара
и т.д.
далее описанные процессы визуализируются при помощи инструмента моделирования IDEF для наглядного и быстрого понимания всеми участниками процесса и направляю для согласования последовательности бизнес-процессов с целью дальнейшей передачи в др подразделения для их воплощения в жизнь.