Ресторанный бизнес: бэк-офис в кризис

опыт от эксперта Вера Александровна Балабаева

          Я работаю в ресторанном бизнесе с февраля 2002г.,  из них на позиции “административный директор” около 10 лет, в компании  Maison Dellos. В этот период у меня в подчинении находились следующие департаменты:  HR (все направления от подбора персонала, КДП до обучения, наставничества и мотивации персонала), ИТ, служба главного инженера, транспортная логистика, охрана труда, пожарная безопасность, проект внедрения ERP.  Маркетинг, закупки, финансовый и юридический департаменты – всегда рядом. Кризисы 2008г., 2014г., пандемия 2020г. и нынешний, конечно, вносили и вносят существенные изменения в суть обслуживания бизнеса со стороны бэк-офиса. Для того, чтобы удержать проекты “на плаву”, обязательна оптимизация всех затратных статей в  P&L (БДР, бюджет/доходы/расходы) – это необходимая реальность чтобы бизнес сохранился. И конечно важно внедрение антикризисного управления во всех департаментах.

            В ресторане зарабатывающие должности по вертикали – это от директора и шеф-повара ресторана до посудомойщицы. Остальные должности бэк-офиса – всегда очень затратны, тем более, если есть управляющая компания. При введении антикризисных мероприятий акцентировали внимание на удержание ключевых сотрудников «бэков», которые после завершения кризиса смогут восстановить все необходимые ресторанам/сетям функции. Некоторые направления “консервировали” полностью: маркетинг (они всегда “первые”), набор персонала, обучение в период кризиса развивать не имеет смысла.  Стандартное решение: отправить в отпуска линейных сотрудников ИТ (техническая поддержка), технологов и службу эксплуатации (специалисты по технологическому обслуживанию оборудования. Одновременно меняли функционал директоров направлений, они становились шире, масштабнее. креативнее. Например, HR директор мог выполнять роли специалистов по кадровому rolex gmt master ii mens rolex calibre 2813 116769 hands and markers 13mm делопроизводству, директор по маркетингу – роли  smm менеджера и копирайтора, ИТ директор – всегда на связи по тех.поддержке пользователей и т.д.  Придумывали антикризисные подходы, внедряли новые решения: какие бизнес-процессы заморозить, а где, наоборот, применить максимум усилий, чтобы заработать. Производственные площади старались задействовать оптимально, доставка блюд и продукции (индивидуальная и коммерческая), заключали договора с государственными структурами на питание персонала клиник, с ритейлом на доставку кондитерских изделий и блюд собственного производства. В связи с измененными правилами работы компании функции бэк-офисов также подстраивали и меняли. В кризис всегда работы гораздо больше, чем в стабильные годы.

     Нынешний кризис, невероятные санкции в логистике, в поставке продуктов питания, сырья, в соц.сетях также внесли ряд изменений в состав и функционал бэк-офисов. Сейчас очень востребованы технологи общепита, это они совместно с бренд-шефом меняют состав блюд, разрабатывают новые  блюда, опираясь на отечественные продукты. Маркетинг ищет новые маршруты для удержания постоянных гостей и привлечения новых, последнее звучит сегодня немного дерзко. Полная команда офисных работников – это вчерашний день, правила иные, они формулируются ежедневно. Важно то, что рестораны, пройдя путь санкций с 2014г. до всевозможных ограничений локдаунов в период пандемии могут хорошо ориентироваться и принимать эффективнее решения. Сохраняя, повторюсь, ключевых сотрудников бэков-офисов.